Схватка за Бельведер. Что она значит для России?

В воскресенье 12 июля в Польше пройдёт второй тур президентских выборов. В нём сошлись два кандидата. Действующий глава государства Анджей Дуда, представляющий правоконсервативную партию «Право и справедливость» и президент (мэр) Варшавы Рафал Тшасковский, проевропейский либерал из «Гражданской платформы».

Оба кандидата достаточно молоды, они родились в 1972 году. Дуда в Кракове, в профессорской семье, Тшасковский – в столице, в семье известного музыканта и композитора. Дуда сделал успешную академическую карьеру как правовед, а в середине нулевых при поддержке покойного президента Качиньского начал свой путь на политический Олимп.

Действующий президент успел поработать в исполнительной и законодательной власти, был депутатом Европарламента. Его во многом неожиданная победа на президентских выборах 2015 года сделала Дуду одним из самых молодых европейских лидеров. Как глава государства Анджей Дуда проводил и символизировал последовательный консервативный курс «Права и справедливости»: «традиционные ценности» + активная социальная политика.

Кто эти политики?

Тшасковский, напротив, известен как последовательный либерал. Он также начал свой путь в науке – изучал международные отношения и филологию. Тшасковский полиглот, он говорит на английском, французском, испанском, итальянском и русском. Как и его визави Тшасковский успел побывать депутатом польского сейма и министром. Оппозиционный кандидат был депутатом Европарламента и имеет хорошие контакты в Брюсселе, он также известен как протеже Дональда Туска – в прошлом премьера Польши и главы Европейского совета.

В ноябре 2017 года Тшасковский был представлен в качестве совместного кандидата от «Гражданской платформы» и партии «Современная» на пост главы Варшавы. Спустя год он победил в первом туре, набрав 56,67% голосов. На посту руководителя столицы Тшасковский запомнился эффективным управлением города и последовательной либеральной риторикой, которая нередко вызывала возмущение его католическо-консервативных оппонентов. В 2019 году Тшасковский представлял Польшу на заседании Бильдербергского клуба.

Экономическая часть программы оппозиционного кандидата заключается в снижении НДС и отказе от повышения налогов при сохранении всех социальных программ, введённых при первом сроке Дуды. Он даже предлагает увеличить пенсии для женщин, родивших детей, добавив по 200 злотых (около 3,5 тыс. рублей) за каждого ребёнка.

Тшасковский также выступает за увеличение расходов на здравоохранение и образование. Большое внимание он уделяет и экологии, предлагая постепенный отказ от энергетики, основанной на угле.

Дуда в свою очередь указывает на реальные социальные достижения последних лет и обещает продолжить расширение и увеличение выплат нуждающимся группам населения, существенную модернизацию системы здравоохранения при отказе от её приватизации.

Социально-экономические воззрения кандидатов не сильно отличаются. Но вот их политические и ценностные установки совершенно разные. Дуда символизирует католический консерватизм и полное неприятие таких тем как права сексуальных меньшинств, он скептически относится к усилению евроинтеграции и открыто говорит о ценности национального суверенитета и уникальности польского исторического опыта. Тшасковский, напротив, подчёркивает, что поляки – это европейцы, часть большой общности, которая политически объединена в ЕС.

При этом он достаточно умён для того, чтобы не отказывать в праве на собственное мнение оппонентам. Тшасковский достаточно уважительно отзывается о подлинном руководителе «Права и справедливости» и лидере консерваторов Ярославе Качиньском.

Качиньский вообще незримо присутствует в кампании. Либералы почти открыто называют Дуду марионеткой Качиньского и указывают на антиконституционное положение при котором человек, не имеющий никакого серьёзного политического поста, в действительности является политиком № 1 в государстве. В ответ лагерь сторонников «ПиС» убеждает, что «политическая вертикаль» выстроенная в рамках союза Качиньский-Дуда способствует проведению сильных политических и социальных реформ, укреплению стабильности Польши и роста благосостояния польских граждан.

Идеология

Главным идеологом кампании Дуды является один из руководителей государственного телеканала TVP Яцек Курски. Государственное телевидение задает тон в нападках на Тшасковского, особо напирая на его поддержку ЛГБТ, о которой тот несколько раз заявлял. Благодаря невнятной позиции TVP и срыву переговоров с коммерческими каналами Дуда был спасён от необходимости проводить дебаты с Тшасковским. Вместо дебатов оба кандидата по отдельности пообщались с избирателями. Важную роль в окружении Дуды играет также Пётр Агатовский – социолог и личный друг президента. Хотя Агатовский никогда не даёт интервью и избегает публичности, скрываясь от камер, многие аналитики считают его серым кардиналом всей «ПиС», к словам которого прислушивается сам Качиньский.

Накануне второго тура голосования ситуация остаётся неопределённой. В первом туре Дуда набрал 41,8%, его оппонент – 30 %. Но как распределятся голоса на финише, предсказать не может никто. Социологи, впрочем, указывают, что поддержка действующего президента в целом увеличивается с возрастом кандидатов. Так, среди избирателей в возрасте 18-24 43% хотят проголосовать за Дуду, а избирателей Тшасковского всего 37,2%. Для возрастной группы 25-34 этот показатель 43% против 35,5%, а для людей в возрасте 35-44 50% и 34%. При этом Тшасковский уверенно побеждает среди избирателей женщин (55% против 44%), которым импонирует его миролюбивый стиль.

Если говорить об отношении к России, то оба кандидата занимают схожие позиции – критика России за присоединение Крыма и поддержку непризнанных республик на Востоке Украины, призывы сохранять санкции и усиливать национальную оборону. Негативное отношение к России, к сожалению, в современной Польше стало своеобразным «двухпартийным консенсусом». Тем не менее, определённые различия в позиции кандидатов есть.

В случае победы Дуды Польша на российском направлении продолжит политику прошлых лет: жёсткая критика и ставка на сотрудничество с США в рамках НАТО, активная критика России за ситуацию вокруг судьбы останков президентского самолёта, упавшего в 2010 году под Смоленском. Тшасковский, если станет президентом, конечно, не станет развивать эти темы – он не заинтересован в создании «Смоленской легенды», героизирующей Качиньского и продвижении различных теорий заговора, существующих вокруг катастрофы 2010 года. Произойдёт, видимо, и некоторое смягчение исторической риторики, которая так болезненно воспринимается в Москве.

Тем не менее, из-за своей меньшей исторической идеологизированности, при Тшасковском может начаться активизация польской политики в отношении Белоруссии и Украины. Это может привести к новому обострению по линии Варшава-Москва. У «ПиС» меньше гибкости в отношении белорусов и украинцев, а вот польские либералы готовы действовать на Востоке без исторических сантиментов и в отрыве от государственной политики памяти, связанной в том числе с Волынской резнёй.

Впрочем, если говорить о внешней политике, то ключевым вопросом для двух кандидатов является вопрос не о Востоке, а о Западе, об отношениях по линии ЕС-США.

Дуда и его сторонники – убеждённые атлантисты и евроскептики, уверенные в необходимости самой тесной кооперации с США, даже если это вызывает раздражение западноевропейских столиц. Накануне выборов Дуда даже посетил Вашингтон, где провёл доверительные переговоры с президентом Трампом.

Тшасковский, напротив, имеет отличные связи с европейской элитой и хотел бы балансировать между ЕС и США. За несколько дней до выборов в польский МИД даже был вызван посол ФРГ, которому указали на недопустимость вмешательства в выборы. С точки зрения действующих властей, германские СМИ, вещающие в том числе на Польшу, слишком откровенно играют на стороне оппозиции. Повлияет ли встреча с Трампом и усилия европейских СМИ на позицию польских избирателей, мы узнаем совсем скоро.