Трудный бизнес. Деловые связи России и Польши в условиях политического кризиса развиваются медленно

Согласно статическим данным польская экономика уверено растёт уже много лет подряд – за последние два года средний рост ВВП cоставил 4%, что выше, чем по Евросоюзу в целом. Уровень инфляции остаётся невысоким, покупательская способность и объём внутреннего рынка, напротив, увеличиваются. Казалось бы, высокие темпы экономического развития, удобное географическое положение и наличие общей границы должны только способствовать развитию российско-польских экономических связей. Этого, однако, не происходит.

За 9 месяцев 2019 года товарооборот России с Польшей составил 12, 2 млрд долларов , уменьшившись на 21,63% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Польские компании мало инвестируют в Россию, а российские – в Польшу. Одной из очевидных причин этого является неблагоприятный политический климат в отношениях между странами. Люди бизнеса не хотят рисковать своими инвестициями и сталкиваться с лишними административными препонами.

Еще недавно российский нефтяной гигант «Лукойл» имел на территории Польши порядка 116 заправочных комплексов, но четыре года назад все активы на территории Польши перешли австрийской компании AMIC. Некоторое время назад «Лукойл» согласовал стратегию развития компании в Европе, одним из пунктов который стал поэтапный выход из розничной торговли топливом в некоторых в Чехии, Словакии, Литве, Латвии и Польше. Поэтому продажа активов в Польше вполне закономерный шаг. Польские СМИ, однако, нашли информацию, что австрийская AMIC тесно связана с интересами Вагита Аликперова, хозяина «Лукойла», и присутствие российской топливной компании в стране в скрытой форме сохраняется.

Как бы то ни было, на решение «Лукойла», бесспорно, повлияла смена власти в Польше и усиление позиций «Права и справедливости» – весьма консервативно и антироссийски настроенной политической силы. Её лидер Ярослав Качиньский недавно и вовсе заявил, что Россия должна выплатить Польши репарации за Вторую мировую войну: «Россия тоже должна платить…у наших претензий нет срока давности». Разумеется, такие безответственные заявления не способствуют улучшению бизнес-климата: крупный российский бизнес начинает еще больше беспокоиться за безопасность своих инвестиций.

На сегодняшний день единственным узнаваемыми российскими брендами на польском рынке остаются косметические линии «Бабушка Агафья» и «Natura Siberica». Натуральная является очень популярным товаром в связи с модой на все, что имеет приставку «эко». Польша в этом смысле не отстаёт от других европейских стран и России. Эти косметические марки представлены во всех крупных сетях Польши, имеют авторизированные магазины и успешно сотрудничают с популярными польскими интернет-площадками.

Одной из интересных новостей пришедшего 2020 года стало открытие российским онлайн-ритейлером «Wildberries» первого офиса в Варшаве. Компанией запланировано также строительство транспортного хаба на территории Словакии. Но всё же бренд, который построила с нуля Татьяна Бакальчук, выходит на рынки Восточной Европы именно через Польшу. Возможности для ведения бизнес в Польше, несмотря на скверный полиьтический климат, всё же есть. Но опыт «Wildberries», пожалуй, скорее исключение, чем правило.

В целом российский бизнес сокращает своё присутствие в Польше, сохраняясь лишь в отдельных нишах. Хотя и в меньшей степени, но это утверждение верно и в отношении польских кампаний в России. В основном они продолжают работать в сферах строительства, бытовой химии, лекарств (в том числе ветеринарных). Никакой существенной активизации в польско-российские экономических отношениях в ближайшие годы ждать не приходится.

Для восстановления полноформатного экономического сотрудничества необходим политический диалог, к которому ПиС не готова. Скандальные требования репараций со стороны Ярослава Качиньского ясно показывают, что даже надежды на нормализацию отношений могут появиться не раньше, чем «Право и справедливость» сменится на более прагматичную партию. До тех пор экономика всё так же будет страдать от политики.